Блеск и нищета хип-хоп индустрии.
Музыкальная индустрия меняется каждый день, буквально на наших с вами глазами. Дорогие продюсеры, отличные клипы, усердная рекламная поддержка уже не гарантируют буквально ничего, а один хит локального рэп-коллектива, и не помышлявшего хоть о какой-нибудь славе, может обеспечить им плотный гастрольный график и солидные отчисления. Концерты, ранее считавшиеся лишь промоподдержкой альбомов, превратились для многих в главный и чуть ли не единственный способ заработка. Журнал XXl, флагман нынешней хип-хоп журналистики, в июльском номере описал эти значительные изменения хип-хоп бизнеса.
За последний год произошло два интересных события, не связанных между собой, но хорошо характеризующие нынешнее положение дел в музыкальной индустрии. Jim Jones и его третий альбом Hustler’s P.O.M.E. дебютировал на шестом месте чарта Billboard 200 с показателем 106 000 копий. Пластинка была выпущена на инди-лейбле Koch Records, который получил от 50 Cent издевательское клеймо «могила для артистов». А шестью неделями раньше мэйджор-лейбл, Capitol Records, выпускавший самый больших звезд музыки, от Beatles до Beastie Boys, продал свой легендарный небоскреб на Vine Street в Голливуде. Эти два случая как нельзя лучше характеризуют парадоксальное настоящее – независимые лейблы одерживают победу за победой, а большие корпорации вынуждены сокращать свои непомерные расходы, увольнять персонал, менять место дислокации своих офисов на более скромные.
Koch Records занимается не только рэпом, в их каталоге есть и металл, и старый рок, и детские песенки, но звание «Лучший независимый лейбл» они получают от Billboard все-таки благодаря хип-хопу. За прошлый год только благодаря рэп-релизам компания получила 40 000 000 прибыли. «Мы наконец-то звучим на радио», - радуется один из хозяев Koch, Алан Грюнблатт. «Раньше о таком и мечтать не приходилось, но Jim Jones (“We Fly High”) и Unk (“Walk It Out”) помогли нам сделать этот прорыв. На мейджорах очень переживают, что не могут сделать деньги с альбома тиражом 200 000 штук, а мы на Koch просто обожаем такие тиражи!» “Hustler’s P.O.M.E.”, к слову, дважды превысил этот тираж, а общее количество дисков, проданных по всему миру, близко к миллиону. Не говоря уже о «золотом» сингле “We Fly High” и отличных продаж рингтонов. Грюнблатт знает о мейджорах непонаслышке – в девяностых он работал в Sony Music. «В самом начале все рэп-лейблы были инди. Jive, Tommy Boy, Profile, Def Jam. А мейджорам хип-хоп не был интересен, они хотели лишь R’n’B. И отличное время было, индии-лейблы зарабатывали кучу денег. А потом большие компании рассмотрели, что к чему и начали скупать артистов и лейблы». No Limit подписал контракт с EMI, Jive перешел под крыло BMG, Def Jam купил Universal, а Cash Money получил от того же Universal 30 миллионов за право дистрибуции его альбомов. При этом Cash Money сохранил все права на песни и 80% роялти с каждого диска. К хип-хопу мейджор-лейблы подошли по-барски, как и привыкли: видео стоимостью в миллион долларов и выше уже никого не удивляли, а самые главные битмейкеры получали 200-400 тысяч за один трек. По мнению Грюнблатта, это и было одной из причин нынешнего краха: «Мэйджоры сами зарезали курицу, несущую золотые яйца».
Если продавать диски становится все труднее, а это действительно так, то возрастает важность того, сколько денег с каждого диска получает артист. Мировая практика больших компаний показала, что средняя прибыль музыканта с диска – один доллар. Koch же платит семь-восемь, но при этом не стремится вкладывать свои средства в промо. Jim Jones, например, сам организовывал раскрутку альбома и платил за нее, поэтому его доход специалисты оценивают в 4-5 доллара с копии. Мейджор бы снял клипы подороже, напечатал бы больше рекламы и так далее, но все затраченные средства пришлось бы возвращать. И только в случае настоящего успеха такой подход был бы выгоднее. Однако, результаты последних альбомов Lloyd Banks или Mobb Deep вряд ли принесли их авторам хоть какие-то ощутимые деньги.
Отлично во всем этом разбирается Fat Joe. Т.е. ему пришлось начать разбираться. «Большая компания снимает тебе лучший отель, ты тусишь там с друзьями, но потом оказывается, что ты продал миллион дисков, а роялти нет. Они предоставляют тебе довольно роскошную жизнь – у меня есть фото даже с некоторыми президентами, но лучше бы владеть правами на свою музыку». В 2001-м году Fat Joe выпустил альбом “Jealous Ones Still Envy”, ставший «платиновым», но ему больше нравится последний “Me, Myself & I”. Он обрел лишь 194 000 покупателей, но по словам рэппера, в 2006-м ставшего самому себе хозяином, эта работа принесла ему больше денег, чем любой другой релиз.
А вот, например, B.G., начинавший на Cash Money, начало и середину 2000-х провел как раз на Koch. Его альбомы даже там неизменно продавались тиражами близкими к «золоту» и пробирались в Топ 10 Billboard. После четырех таких релизов его подписал к себе мейджор Atlantic. Там рэппера привлекает то, что инди-лейбл дать ему не может. “Когда ты на мейджоре, к тебе повышенное внимание. И ты можешь спокойно повышать свой гонорар за концерты”. Он, как и,скажем, Slim Thug, сольную популярность будет зарабатывать на мейджоре, а сторонние проекты выпускать на инди. Так выгоднее.
Согласны с ним и Bone Thugs-N-Harmony, которые в 2006-м выпустили альбом “Thug Stories” на Koch, а год спустя на Interscope вышел “Strength & Loyalty”. “Мы были согласны получать меньше денег, чем на Koch, ради возможности быть на мейджоре. Interscope, например, дает возможность появляться на 106 & Park (популярное шоу – прим. Rap.ru). А еще, благодаря этому, можно получить лучших людей на альбом: Three 6 Mafia, Kanye, Dre. Это престижно”, - говорит Layzie Bone. Менеджер Bone Thugs, Стив Лобел добавляет: “Koch очень подходит тем, кто хорошо продавался ранее и у кого есть своя фан-база. Это не могила, это шанс фанатам KRS-One, Styles P или C-Murder услышать новые песни их кумиров. Koch не потратит миллион на их раскрутку, но если альбом купят хотя бы 70 000 поклонников, то это уже успех. Interscope же дает возможность быть услышанным всеми. Слушатель Bone Thugs обязательно увидит их новый альбом, а вот про тот, что выходил на Koch годом ранее, он может и вовсе не узнать”.
Стив Рифкинд, владелец подлейбла Universal – SRC Music, который занимается делами Akon и David Banner, тоже считает, что каждый тип лейбла хорош по-своему. «Если твоя карьера застопорилась, но у тебя есть тысяч 200 поклонников, иди на индии-лейбл. Но для настоящих звезд подходят только мейджоры. Мы продали 4 миллиона копий альбомов Akon по всему миру. Инди так не сможет. И девять миллионов рингтонов, которые мы продали, у них тоже не получится продать». Но даже для звезды, терпящего временную неудачу, мэйджор может сделать больше. В 2003-м году у Дэвида Баннера вышел альбом “MTA2: Baptized In Dirty Water”, продавшийся тиражом 280 000 копий – неудача после почти платинового дебюта. “Но не все так плохо. Видеоклип оплатила проспонсировала компания Spaulding. Плюс из-за того, что он на мэйджоре, Дэвид получил еще несколько рекламных контрактов. У него теперь есть отношения с BET и MTV”. И действительно, следующая работа Баннера, “Certified”, стала очень успешной.
Жить можно и так и так – лишь трезво оценивай свою популярность и знай, чего тебе больше хочется. Но есть еще один аспект, заставляющий артистов заключать контракты с инди-лейблами – творческая свобода. Тот, кто вкладывает в тебя деньги, почти всегда хочет контролировать процесс. «Когда ты на мейджоре», - говорит Fat Joe, - «они дают тебе кучу денег и хотят, чтобы ты делал песни, какие им надо. Это и убивает чистоту твоего любимого рэппера. Я очень устал делать треки по заказу лейбла». Вторит ему и Prodigy из Mobb Deep, вынужденный изменить строчку из песни “Pearly Gates” с альбома “Blood Money”. Его слова “Tell that nigga Jesus I’ma see him when I see him” настолько не понравились лейблу, что они заставили полностью переписать строку. И все протесты рэппера на тему свободы слова прекратились с обещанием не выпустить альбом, если он не смирится. Зато на своем сольном “Return Of The Mac”, вышедшем на Koch, он оторвался по полной, сочинив какие ему угодно песни и сняв клипы по своему вкусу. Не повезло и Young Buck, чью песню “Fuck The Police” убрали из треклиста альбома “Buck The World”. Он и не сопротивлялся: «Они хотели, чтобы не было никаких проблем с диском, чтобы он был во всех магазинах. Вполне возможно, что с такой песней его бы не взяли в Wal-Mart или Target (крупные сети магазинов – прим. Rap.ru). Я даже не спрашивал особо, ведь Джимми Йовин сделал не только мою карьеру, но и многих других. Уж наверно, он знает, что делает».
Ну ладно Янг Бак, а ведь есть и более принципиальные артисты, дорожащие своей свободой. Лейбл Stones Throw и был создан такими и для таких. И неважно, что самый продаваемый их релиз показал результат в 150 000 копий (Madvillian “Madvilliany”), зато душа спокойна. «Для нас быть независимыми означает отвечать лишь перед самими собой. Мы подписываем артистов, руководствуясь лишь своим вкусом, а не указанием инвестора» - говорит один из руководителей лейбла Egon. О чем-то похожем твердит и далекий от Stones Throw Lil Jon. Несмотря на то, что он один из самых топовых рэпперов и битмейкеров Америки, его делами ведает инди-лейбл TVT. “Мы выбрали TVT, потому что можем влиять на эту компанию. Мы можем сказать, как правильно работать с нашей музыкой, как ее преподнести. На Electra бы нам ответили: «Вы делайте музыку, а мы сами ее продадим”.
Однозначного ответа на вопрос, что лучше, не найти. Представьте себе T.I. со скромными клипами и рекламой только в виде флаеров. Смешно. А Madlib, из которого Universal попробовал бы сделать любимчика девочек и голливудского завсегдатая?! Еще смешнее. Xzibit, например, считает, что мэйджор-лейблы – это динозавры шоу-бизнеса, вымирающие на глазах. Однако, он забывает, что вряд ли бы стал лицом автомобильного хип-хоп тюнинга и ведущим церемоний MTV, если бы предыдущие свои работы выпускал на Koch, где сейчас обитает. И лучше всех, пожалуй, сказал все тот же Грюнблатт: «Независимость – всего лишь слово. Сейчас, на самом уличном уровне, нет разницы между нами и Universal. Если песни твоей компании звучат на радио, а видео крутятся по ТВ, неважно, инди ты или нет. Всегда будут артисты и всегда будет музыка. И ключ к успеху лишь в том, насколько правильно ты будешь извлекать из нее доход».